Российская компания «Моторика», ведущий игрок рынка MedTech с фокусом на ассистивных технологиях и медицинской кибернетике, презентовала Omni Hand — первый на мировом рынке бионический протез кисти с оптическими датчиками.
Главная особенность устройства заключается в использовании оптических датчиков (ОМГ), считывающих одновременно и электрическую активность мышц, и изменения в светопроницаемости тканей, происходящие при движении сухожилий. Эти микродвижения улавливаются датчиками, которые передают сигнал на протез.

Это принципиально новый подход. Он позволяет устанавливать протез людям с ослабленными мышцами и обеспечивает максимально естественное управление движениями.
Технология позволяет распознавать набор «фантомных» жестов пользователя. То есть движения, которые человек мысленно выполняет своей потерянной рукой. Когда пользователь выполняет «фантомный» жест, например, мысленно сжимает кулак, протез распознает этот жест и точно повторяет его в реальном времени. Omni Hand запоминает до шести индивидуальных движений и может воспроизводить их в любом порядке.
Выбор жестов работает за счет системы поддержки принятия пользовательских решений (СПППР). Данная система анализирует сигналы, адаптируется под каждого пользователя и со временем становится точнее. Благодаря этому протез «учится» вместе с человеком, совершенствуя отклик и повышая точность движений.

«Omni Hand — это новый уровень взаимодействия человека и технологии: он не просто реагирует на движения, а понимает намерение пользователя. Это шаг к по-настоящему естественному управлению бионическими протезами», — отмечает Андрей Давидюк, генеральный директор «Моторики».
На сегодняшний день Omni Hand — уникальная разработка не только в России, но и в мире. Хотя оптические датчики в протезировании уже изучаются рядом научных групп за рубежом, «Моторике» первой удалось довести технологию до реального продукта и уже применить ее в практике — на пользователях.
Серийный выпуск модели стартует в январе 2026 года. Первые 8 пользователей уже получили протезы в рамках пилотных испытаний и продолжают использовать их на постоянной основе.